📚 кэмпбелл - "тысячеликий герой" Зачем нужно искусство? Это вроде банальный вопрос, даже детский, мы все друг другу и самим себе на него миллион раз отвечали. Получалось что-то вроде: "Чтобы раскрыть чувства". Наука для ума, спорт для тела, а искусство для души. Но так ли это? Неужели нельзя получить те же чувства из обычной жизни? Неужели тот, кто не прочел ни одной книги, менее эмоционален? Нет конечно. Мы просто записываем свои эмоции на листы в виде текстов, нот и рисунков, но мы не создаем их. Создают их наши сердца. И искусство не может их развить. Читая о чужих чувствах, ты узнаешь в них себя. Это помогает тебе разобраться. Взглянуть на ситуацию со стороны. Сделать выводы. Стать немножечко лучше. И за одно только это стоит сказать искусству спасибо. Это уже очень многое. Но за этим, первым слоем, кроется второй, секретный. И этот секрет — самый важный секрет на свете. Когда ты узнаешь о достаточном количестве чувств, переживаний, проблем и жизней, ты начинаешь замечать, что какие-то из них ближе тебе, чем другие. Что один герой похож на тебя больше, чем другой. А иногда на тебя похож и вовсе не герой, а персонаж второстепенный, играющий конкретную роль. Иногда в центре повествования ты, а иногда твой друг, для которого ты выполняешь функцию помощника. Иногда ты в этой истории наставник, а иногда ты злодей. Иногда ты безответно любишь, а иногда безответно любят тебя. Но и это еще не все. Ты видишь похожих героев везде. Ты видишь их у Александра Дюма. Ты видишь их у Ильфа и Петрова. Ты видишь их в комиксах DC и в фильмах Тарантино. Ты видишь их в Божественной Комедии и в древнегреческих мифах. Ты видишь их в песнях, в сказках, видишь их в баснях про животных, видишь в видеоигре и на картине любого жанра. Ты видишь в лицах переживание, которое тебе близко, слышишь в ритме сердца боль, которую ты понимаешь. И что-то мешает тебе понять происходящее, что-то мешает тебе объединить все эти образы, что-то самое главное, ключ к разгадке величайшей тайны, скрывается от твоего взора. Этот ключ — ты. Когда ты перестаешь беспорядочно оглядываться, рассматривая то одного своего кумира, то другого, и видишь себя со стороны, то на тебя снисходит озарение: ты стоишь в самом центре огромной толпы. Это твоя семья. Это твоя династия. Это твоя роль, это твоя жизнь, это сам ты. Ты был и в Древней Греции, и в Испании Эпохи Возрождения, и в Революционной России. Ты сражался на войнах, до которых тебе нет дела, и любил людей, которых сейчас уже забыл. Ты был хорош во всех эпохах и местах, как только ты умеешь быть хорош. Ты скакал на лошадях, ты ходил на кораблях, ты летал в космос и просто так ты тоже летал. Ты побеждал и ты проигрывал, ты был героичен и ты был смешон, ты ликовал и ты стонал от бессилия, ты был таким разным, но ты всегда был тобой. И тебя описывали, и тебя рисовали, и детали твоей биографии жадно пытались донести до потомков. О тебе писали песни, о тебе слагали баллады, о тебе перевирали историю, лишь бы ты в ней был. Ты есть и тут, и там, твои следы повсюду в истории человечества, ты так неуловим и при этом так заметен, что невозможно представить, как же так вообще вышло, что все это время ты не мог себя найти. Зачем нужно искусство? Чтобы понять, что ты не один.

Теги других блогов: литература искусство чувства